АгрессивностьПоведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, выражающиеся в тенденциях к враждебному поведению, которое направлено на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источники склонности к агрессивности различные исследователи усматривают как в инстинктивных, так и в социальных факторах Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429. |
Адаптация социальнаяПроцесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. А.С. имеет две формы: 1) активную - индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения; 2) пассивную - индивид не стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения. Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И.Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429. |
Акселерация[от лат. acceleratio - ускорение]. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается со второй половины XIX в. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.С.429. |
Активность социальнаяПоведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условие их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру. Выделяют три вида А.: - трудовую; - общественно-политическую; - в сфере культуры и быта. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.
|
Буллинг(от англ. "bully" - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Термин ассоциируется с боевыми играми молодых бычков и предполагает в собственном смысле травлю одного ребёнка другим. Впервые термин был введён английским журналистом Эндрю Адамсом в начале 90-х годов XX в.
|
Виды насилия1) эмоциональное насилие - вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае главным оружием является голос. Среди многочисленных проявлений эмоционального насилия наиболее распространенными являются:
2) физическое насилие - применение физической силы по отношению к жертве, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например, нож. Такое поведение, как подчеркивает И. Г. Малкина-Пых, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Как правило, физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. 3) сексуальное насилие или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним. 4) экономическое насилие - использование денег для контролирования другого лица. Использование экономического буллинга предполагает требование от жертвы денег, вымогательство завтраков, талонов и т. п. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Основной мотив зачинщика - возложение вины на жертву. 5) кибербуллинг, при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. |
Горячие точки буллингаЭто конкретные места в здании школы и на школьном дворе, где возможен буллинг. Обычно это:
|
Методы прогнозированияЭто совокупность приёмов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования, а также измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определённой достоверности относительно перспектив их развития. Методы индивидуальных (экспертных) оценок направлены на получение объективной характеристики количественных и качественных сторон объекта на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов. Сущность метода - в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Включают методы: интервью, аналитическую записку, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод аналогий и ассоциаций. |
Мифы о школьном буллингеМиф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого учителя. Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. Миф 7. Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками. Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Миф 9. Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей. Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе. |
Моббинг(от англ. "mobbing" - травля). Термин обозначает притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы. |