Wednesday, 11 December 2019, 4:39 AM
Site: СДО_Moodle
Course: СДО_Moodle (Moodle Description)
Glossary: Глоссарий
А

Агрессивность

Поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, выражающиеся в тенденциях к враждебному поведению, которое направлено на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источники склонности к агрессивности различные исследователи усматривают как в инстинктивных, так и в социальных факторах

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Адаптация социальная

Процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. А.С. имеет две формы:

1) активную - индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения;

2) пассивную - индивид не стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения.

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И.Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Акселерация

[от лат. acceleratio - ускорение]. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается со второй половины XIX в.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.С.429.

Активность социальная

Поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условие их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру. Выделяют три вида А.:

 - трудовую;

 - общественно-политическую;

 - в сфере культуры и быта.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

 

Б

Буллинг

(от англ. "bully" - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Термин ассоциируется с боевыми играми молодых бычков и предполагает в собственном смысле травлю одного ребёнка другим. Впервые термин был введён английским журналистом Эндрю Адамсом в  начале 90-х годов XX в.

  • И.С.Бердышев: «Буллинг - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
  • И.С. Кон: "Буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». 
В

Виды насилия

1)      эмоциональное насилие - вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае главным оружием является голос. Среди многочисленных проявлений эмоционального насилия наиболее распространенными являются:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на детей, имеющих заметные внешние физические отличия, акцент, особенности голоса и высокую или низкую академическую успеваемость;
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, либо ее игнорирует часть класса или весь класс. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске, в общественных местах (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.);

2)      физическое насилие - применение физической силы по отношению к жертве, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например, нож. Такое поведение, как подчеркивает И. Г. Малкина-Пых, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Как правило, физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

3)      сексуальное насилие или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним.

4)      экономическое насилие - использование денег для контролирования другого лица. Использование экономического буллинга предполагает требование от жертвы денег, вымогательство завтраков, талонов и т. п. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Основной мотив зачинщика - возложение вины на жертву.

5)    кибербуллинг, при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. 

Г

Горячие точки буллинга

Это конкретные  места в здании школы и на школьном дворе, где возможен буллинг. Обычно это:

  • туалеты, особенно возле классов начальных классов;
  • спортивные раздевалки;
  • спортзал;
  • школьный буфет;
  • раздевалка школьная (гардероб);
  • места под лестницей, в тёмных углах;
  • укромные уголки;
  • места для курения;
  • школьный автобус (если есть).

 

М

Методы прогнозирования

Это совокупность приёмов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования,  а также измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определённой достоверности относительно перспектив их развития.

Методы индивидуальных (экспертных) оценок направлены на получение объективной характеристики количественных и качественных сторон объекта на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов. Сущность метода - в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Включают методы:  интервью, аналитическую записку, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод аналогий и ассоциаций.

Мифы о школьном буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось  только в последние годы.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины,  возможны только у слабого учителя.

Миф 3.  Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет.

Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия.

Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Миф 7.  Жертвами буллинга становятся   дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Миф 9. Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей.

Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе.

Моббинг

(от англ. "mobbing" - травля). Термин обозначает притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы.