Глоссарий

Данный словарь содержит определения основных понятий, которые необходимо знать студентам, получающим образование в области педагогики, психологии и социальной работы.




Currently sorted By last update ascending Sort chronologically: By last update change to descending | By creation date

Page:  1  2  3  (Next)
  ALL

Адаптация социальная

Процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. А.С. имеет две формы:

1) активную - индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения;

2) пассивную - индивид не стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения.

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И.Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Агрессивность

Поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, выражающиеся в тенденциях к враждебному поведению, которое направлено на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источники склонности к агрессивности различные исследователи усматривают как в инстинктивных, так и в социальных факторах

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Акселерация

[от лат. acceleratio - ускорение]. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается со второй половины XIX в.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.С.429.

Активность социальная

Поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условие их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру. Выделяют три вида А.:

 - трудовую;

 - общественно-политическую;

 - в сфере культуры и быта.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

 

Буллинг

(от англ. "bully" - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Термин ассоциируется с боевыми играми молодых бычков и предполагает в собственном смысле травлю одного ребёнка другим. Впервые термин был введён английским журналистом Эндрю Адамсом в  начале 90-х годов XX в.

  • И.С.Бердышев: «Буллинг - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
  • И.С. Кон: "Буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». 

Моббинг

(от англ. "mobbing" - травля). Термин обозначает притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы.

Среда образовательная (или среда образования)

система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении

Среда воспитывающая (по Я.Корчаку)

методологическая основа для сравнительного анализа типов образовательной среды в историко-педагогическом контексте, которая включает:

  1. "догматическую" среду
  2. "идейную среду"
  3. "среду безмятежного потребления, 
  4. среду "внешнего лоска и карьеры".

Среда догматическая

Характеризуется следующим образом: "Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, прядок и добросовестность. Серьёзность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твёрдости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе,  в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон,  высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба,  а также Бог - Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь".

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению Я. Корчака, характеризуется, прежде всего:

1) высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешённость и апатию;

2) если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своём стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

 

Среда идейная

"Сила её не в твёрдости духа, а в полёте, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазма. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полёт и вздымая - наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждёшь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений,  утверждений и отрицаний".

Формируется, как правило, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития.

Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется:

1) активностью освоения и преобразования окружающего мира;

2) высокой самооценкой;

3) открытостью и свободой своих суждений и поступков.

 


Page:  1  2  3  (Next)
  ALL