Глоссарий

Данный словарь содержит определения основных понятий, которые необходимо знать студентам, получающим образование в области педагогики, психологии и социальной работы.



Browse the glossary using this index

Special | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL

Page:  1  2  3  (Next)
ALL

А

Агрессивность

Поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, выражающиеся в тенденциях к враждебному поведению, которое направлено на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источники склонности к агрессивности различные исследователи усматривают как в инстинктивных, так и в социальных факторах

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Адаптация социальная

Процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. А.С. имеет две формы:

1) активную - индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения;

2) пассивную - индивид не стремится к воздействию на социальную среду с целью её изменения.

Источник: Социальная работа: учебное пособие / В.И.Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

Акселерация

[от лат. acceleratio - ускорение]. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Наблюдается со второй половины XIX в.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.С.429.

Активность социальная

Поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условие их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру. Выделяют три вида А.:

 - трудовую;

 - общественно-политическую;

 - в сфере культуры и быта.

Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С.429.

 

Б

Буллинг

(от англ. "bully" - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Термин ассоциируется с боевыми играми молодых бычков и предполагает в собственном смысле травлю одного ребёнка другим. Впервые термин был введён английским журналистом Эндрю Адамсом в  начале 90-х годов XX в.

  • И.С.Бердышев: «Буллинг - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
  • И.С. Кон: "Буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». 

В

Виды насилия

1)      эмоциональное насилие - вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае главным оружием является голос. Среди многочисленных проявлений эмоционального насилия наиболее распространенными являются:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на детей, имеющих заметные внешние физические отличия, акцент, особенности голоса и высокую или низкую академическую успеваемость;
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, либо ее игнорирует часть класса или весь класс. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске, в общественных местах (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.);

2)      физическое насилие - применение физической силы по отношению к жертве, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например, нож. Такое поведение, как подчеркивает И. Г. Малкина-Пых, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Как правило, физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

3)      сексуальное насилие или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним.

4)      экономическое насилие - использование денег для контролирования другого лица. Использование экономического буллинга предполагает требование от жертвы денег, вымогательство завтраков, талонов и т. п. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Основной мотив зачинщика - возложение вины на жертву.

5)    кибербуллинг, при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. 

Г

Горячие точки буллинга

Это конкретные  места в здании школы и на школьном дворе, где возможен буллинг. Обычно это:

  • туалеты, особенно возле классов начальных классов;
  • спортивные раздевалки;
  • спортзал;
  • школьный буфет;
  • раздевалка школьная (гардероб);
  • места под лестницей, в тёмных углах;
  • укромные уголки;
  • места для курения;
  • школьный автобус (если есть).

 

М

Методы прогнозирования

Это совокупность приёмов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования,  а также измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определённой достоверности относительно перспектив их развития.

Методы индивидуальных (экспертных) оценок направлены на получение объективной характеристики количественных и качественных сторон объекта на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов. Сущность метода - в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Включают методы:  интервью, аналитическую записку, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод аналогий и ассоциаций.

Мифы о школьном буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось  только в последние годы.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины,  возможны только у слабого учителя.

Миф 3.  Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет.

Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия.

Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Миф 7.  Жертвами буллинга становятся   дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Миф 9. Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей.

Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе.

Моббинг

(от англ. "mobbing" - травля). Термин обозначает притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы.

П

Признаки буллинга (мнемические)

  1. Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция).
  2. Инциденты повторяются уже какое-то время (частота и срок давности определяют степень тяжести последствий).
  3. Неравенство сил (очевидно, что слабый сам не ответит).
  4. Агрессия.

С

Среда безмятежного потребления

Характеризуется следующим образом: "Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребёнок живёт в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам - из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений - ткёт себе основу мировоззрения, сам выбирает путь". 

В среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, не является самоцелью,  а лишь служит средством для обеспечения себе удобств, желательных условий.

По мнению Я. Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая:

1) всегда довольна тем, что у неё есть;

2) основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе: встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своём иллюзорном мире, как улитка скрывается в своей раковине.

Среда внешнего лоска и карьеры

Характеризуется так: "Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчётом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма - искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают".

По мнению Я. Корчака, основными чертами личности, формирующейся в такой среде, являются:

1) фальшь и лицемерие - "искусная игра" и "точно пригнанная маска",

2) стремление к карьере за счёт хитрости, подкупа, высоких связей и т. п.

Среда воспитывающая (по Я.Корчаку)

методологическая основа для сравнительного анализа типов образовательной среды в историко-педагогическом контексте, которая включает:

  1. "догматическую" среду
  2. "идейную среду"
  3. "среду безмятежного потребления, 
  4. среду "внешнего лоска и карьеры".

Среда догматическая

Характеризуется следующим образом: "Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, прядок и добросовестность. Серьёзность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твёрдости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе,  в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон,  высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба,  а также Бог - Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь".

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению Я. Корчака, характеризуется, прежде всего:

1) высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешённость и апатию;

2) если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своём стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

 

Среда идейная

"Сила её не в твёрдости духа, а в полёте, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазма. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полёт и вздымая - наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждёшь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений,  утверждений и отрицаний".

Формируется, как правило, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития.

Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется:

1) активностью освоения и преобразования окружающего мира;

2) высокой самооценкой;

3) открытостью и свободой своих суждений и поступков.

 

Среда образовательная (или среда образования)

система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении

Т

Типы буллинга

  1. Перепалки (флейминг) - обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война).
  2. Нападки - постоянные изнурительные атаки (harassment), повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки) с перегрузкой персональных каналов коммуникации.
  3. Клевета (denigration )- распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки - порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе» и т. п. ), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников.
  4. Самозванство - перевоплощение в определенное лицо (impersonation), преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой эккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
  5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) - получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
  6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Кибер-остракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма.
  7. Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
  8. Хеппислепинг (Happy Slapping -счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. 

Ф

Факторы жестокости в школьной среде

1)      внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей;

2)      предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

3)      недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

4)      традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения, его «политическая» система, особенности отношения педагогов к школьникам, система взаимоотношений внутри классного коллектива как референтной группы, наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина», традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

Х

Хейзинг

Это разновидность детского и молодёжного насилия, представляющего собой современный эквивалент обряда и инициации.

Ш

Школьные типы (по П.Ф. Лесгафту)

На фоне господствующего в отечественной педагогике конца XIX в. мнения о "врождённых дурных наклонностях неисправимо испорченных детей", Петром Францевичем Лесгафтом (1878-1942) была написана книга "Семейное воспитание ребёнка и его значение", в которой были "представлены главные типы детей, которые приходится наблюдать при появлении их в школе и по возможности выяснена связь, существующая между наблюдаемыми типичными проявлениями и условиями,  при которых дети развиваются в семье".

П.Ф.Лесгафт выделил шесть "школьных типов":

1) "лицемерный",

2) "честолюбивый",

3) "добродушный",

4) "забитый-мягкий",

5) "забитый-злостный",

6) "угнетённый",

Педагогически желательный (в XIX в.представляемый в идеале) - "нормальный тип".

Школьные типы: добродушный тип (по П.Ф. Лесгафту)

"В добродушном типе развита главным образом аналитическая деятельность: ребёнок привык рассуждать над каждым новым явлением и при дальнейшем своём развитии приучается мыслить более отвлечённым образом. При недостатке знаний мыслительная деятельность его легко принимает характер фантазии. Умственная деятельность его сосредоточена по преимуществу над выявлением личности человека, над разбором и выяснением собственных проявлений и над отношением этих проявлений к своим действиям и ко всему окружающему. Поэтому деятельность лиц этого типа отличается всегда большой самостоятельностью и правдивостью. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес, пока возможно рассуждение или существует взятое на себя обязательство. Недостаток этого типа - несоответствие между умственным и физическим трудом, а именно преобладание первого; отсюда недостаток возбуждений или стимулов со стороны активно-физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии,  или, как обыкновенно говорят, лень... Всякое принуждение к занятиям и несправедливость или произвол неминуемо отталкивают ребёнка этого типа от дела и содействуют апатичному и безучастному отношению к работе".

Дети добродушного типа отличаются:

  • внешней скромностью, но, в то же время, внутренней критичностью и независимостью суждений;
  • они охотно принимают участие в различных спорах, причём не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.

П.Ф. Лесгафт выделяет следующие условия среды, которые способствуют формированию подобного типа:

  • "тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения на свет;
  • любящая, добрая мать или другое близкое ребёнку лицо, отсутствие всякой похвалы и внешности, действующей на чувствования;
  • отсутствие всяких мер наказания или преследования ребенка;
  • ребёнок пользуется полной свободой;
  • ко всем его нуждам и требованиям относятся с вниманием и удовлетворяют их, насколько это возможно и насколько позволяют обстоятельства; в противном случае всегда объясняют ему причину отказа;
  • ребёнок никогда не подвергается никаким произвольным действиям или насилию;
  • от всегда знает причину тех требований, которые ему ставят... Ему ничего не навязывают, не втолковывают, не вбивают, а только возможно просто выясняют и отвечают на его же вопросы, а в случае незнания или неумения объяснить прямо сознаются в этом".

Несмотря на неоднократное чёткое подчеркивание общей пассивности ребёнка добродушного типа ("апатия", "лень"), П.Ф. Лесгафт, тем не менее, относит его к категории типов "с деятельностно-повышенными проявлениями", основываясь на его развитой интеллектуально-рефлексивной деятельности. Этот тип классифицируется учёным как "разумно-самостоятельный", то есть акцентируется преобладание в нём личностной свободы и самостоятельности, проявление которых ограничивается "сферой разума"; во всяком случае, внутренний локус контроля в данном типе достаточно ярко выражен.

Школьные типы: злостно-забитый тип (по П.Ф. Лесгафту)

Характеризуется так: "Тип злостно-забитый, всегда ожесточённый, отличается своей подозрительностью, самолюбием и рефлекторными проявлениями, часто очень резкими. Сознательная деятельность более всего сосредоточена над личной защитой... К своим занятиям он относится очень вяло и без собственной инициативы, даже охотно от них отделывается, а иногда впадает в какое-то инертное состояние,  в котором он или совершенно не реагирует на обращённое к нему требование, или только после применения самых сильных мер, но эти последние ещё более ухудшают его состояние, ещё более притупляют его. Внешние формы и обрядность составляют его единственное умственное достояние, которого он твёрдо держится. Мало-помалу такой ребёнок принимает внешний вид и шаблонную форму данного (учебного) заведения, делается пугливым, подозрительным, а затем злобным и всё более и более замыкается в свой личный мир, который он как будто охраняет проявлением мелкого самолюбия. При более резко выраженной форме этого типа ребёнок старается сделать всегда как раз противоположное тому, что от него требуется. он как будто принимает все меры, чтобы на него обращали внимание, призывали к порядку, и выискивает случай, чтобы иметь возможность отказаться от исполнения каких-либо требований...

Подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и сдержанная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющие апатичную жизнь, стеснённую мерами и правилами - вот те крупные черты, которые характеризуют молодых людей злостно-забитого типа... В жизни злостно-забитый тип является в одном случае признаваемом обыкновенно за лучший, в виде подозрительного заскорузлого служаки, не допускающего никакого рассуждения и твёрдо исполняющего все данные ему поручения... В другом случае злостно-забитый тип явится в виде самого отъявленного врага общества, мстящего беспощадно этому последнему за все несправедливости и страдания, которые ему были причинены и которыми были отравлены раньше всё его детство, а затем и вся остальная жизнь".

Среда, которая обусловливает формирование подобного типа личности, также обладает рядом специфических особенностей:

  • запрещение рассуждать;
  • применение различных насильственных мер для понуждения и укрощения ребёнка и всякие несправедливые и произвольные требования;
  • лицо, воспитывающее такого ребёнка, обыкновенно держится в отношении него того правила, что его не следует баловать,  а главное, не следует пропускать какого-либо из его проступков без наказания.

"Вообще, здесь играют главную роль настойчивые, постоянные, безотчётные и произвольные преследования, вызываемые большей частью личным раздражением, оскорбление личности ребёнка и унижение его перед другими и перед товарищами,  а в особенности же перед чужими и нелюбимыми лицами. Развитию этого типа также много содействует строгое распределение времени ребёнка с обязательными занятиями и невозможностью самостоятельно распоряжаться даже своими играми и развлечениями, строгие и постоянные взыскания за всякое нарушение установленных правил, или так называемых порядков, при отсутствии всякой любви и доброго отношения к ребёнку. К этому ещё часто присоединяется неумелое, грубое или служебное (формальное) отношение к делу со стороны воспитателей и наставников, полное их незнакомство с нравами и потребностями детей и преследование всякого проявления их личности, их дум и рассуждений".

Злостно-забитый тип П.Ф. Лесгафт также относят к категории пассивных ("с инертно-угнетёнными проявлениями") типов, характеризуя его как "подражательно-рассудочный", имя в виду большее, по сравнению с мягко-забитым типом, проявление самостоятельности ребёнка, наблюдаемое, однако, на фоне доминирующей зависимости его активности от требований окружающих (внешний локус контроля).

Школьные типы: лицемерный тип (по П.Ф. Лесгафту)

"Ребёнок лицемерно типа повторяет то, что видит, всегда старается более лёгким способом достигнуть личных выгод и избегнуть деятельности более трудной, то есть связанной с трудом и усердием. Он легко усваивает только то, что сильнее на него влияет, и в особенности все внешние проявления окружающих. Лица этого типа отличаются, следовательно, непосредственно-подражательными (или имитационно-реальными) действиями. Способ их деятельности всегда бывает практически-опытный; они стараются хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь и неудачей. Отношение к истине только внешнее, заучены одни общие правила и шаблоны".

П.Ф. Лесгафт отмечает, что детям этого типа свойственно:

  • подхалимство и заискивание перед педагогами, доносительство;
  • по отношению к детям более низкого происхождения они бывают грубы, хвастливы;
  • склонны к мелкому воровству, симулированию болезни и т. д.;
  • практически всегда они нелюбимы товарищами и одиноки.

Анализируя свои наблюдения за средой, которая способствует формированию подобной личности, П.Ф. Лесгафт приходит к выводу, что "развитию такого типа более всего способствуют: ложь и лицемерие со стороны старших, окружающих ребёнка, чисто практическое направление домашней жизни, постоянный мелкий расчёт и стремление к лёгкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, оставленных на собственном их попечении или на произвол судьбы; всякая ложь и лицемерие, требуемые от детей, а также соблюдение различных внешних обрядов, значение которых не объяснено ребёнку или даже не доступно его пониманию; отсутствие условий,  возбуждающих внимание ребенка и вызывающих его на размышление,  или даже старание окружающих устранить такие рассуждения: удовлетворение тех желаний ребенка, исполнения которых от стремится достичь лаской, смиренным видом и выпрашиванием; участие ребенка во всевозможных расчетах и развлечениях взрослых".

П.Ф. Лесгафт определяет лицемерный тип, как тип с "деятельно-повышенными проявлениями" то есть с высокой степенью активности и ,  в то же время, как "отражёно (рефлекторно) опытный", имея в виду отсутствие личностной самостоятельности, высокой зависимости поведения ребёнка от референтных взрослых, другими словами, доминирование внешнего локуса личностного контроля.

 

Школьные типы: мягко-забитый тип (по П.Ф. Лесгафту)

Характеризуется так: "Холодный и равнодушный, он в сущности никого не любит, а только, так сказать, прицепляется к кому-нибудь и не отходит от него ни на шаг точно так же, как раньше и не отходил ни на шаг от матери или от няни. Оставленный один, он и впоследствии совершенно теряется. Величайшее горе, какое только может быть у этого ребёнка, - это очутиться в таком положении,  где он предоставлен самому себе, своим собственным силам, где нет никакой посторонней помощи и заботы. Выражаясь гиперболически, можно сказать, что он умрет с голода, сидя около каравая хлеба, если ему никто не укажет, как отрезать... Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик, и он совершенно не в состоянии справиться с ними без посторонней помощи... Исполнить поручение он может только тогда, когда все необходимое ему раньше было показано, потому что действовать он может только по имитации и по указанию... В школе он может оказаться прилежным и исполнительным, выучит всё, что ему зададут, стараясь запомнить и приготовить только так и настолько, насколько требует учитель. Стоит только уменьшить требования или понизить бдительность за ним, и он окажется ленивым и нерадивым учеником. Смирный, боязливый и даже трусливый при строгом обращении с ним, он делается капризным и подражательно-требовательным при противоположных условиях... Оставшись без надзора, он будет неумерен во всём, что ему нравится и что производит на него более сильное впечатление".

П.Ф. Лесгафт подчёркивает: "Самодовольство и ложная самонадеянность ребёнка мягко-забитого типа составляют, несомненно, прямое следствие апатии и отсутствия желания расширять и проверять свою деятельность. ограничиваясь в своей деятельности только имитацией ,он очень легко достигает удовлетворения формальных требований".

По наблюдениям П.Ф. Лесгафта, такой тип формируется главным образом в условиях воспитывающей среды закрытых учебных заведений, в первую очередь, - женских:

 

"Появляется такой тип во всех тех случаях, когда всякая деятельность ребёнка предупреждается, когда всё для него готово и он никогда не возбуждается к рассуждению и к самостоятельному распоряжению своим временем и своими действиями... Постоянные регламентации, строгое исполнение известных, по шаблону заученных обрядов и внешних выражений приличия, отсутствие какой-либо самостоятельности и заботы о своих нуждах, механическое чисто внешнее отношение ко всем своим занятиям и к окружающим лицам, равнодушие и служебное отношение лиц, с которыми им приходится иметь дело, - всё это неминуемо должно содействовать появлению самых резких форм этого типа...

Во всех этих случаях причины, содействующие развитию мягко-забитого типа, сводятся везде к одному и тому же. Предупреждение всякой самостоятельной деятельности ребёнка, уничтожение всякой инициативы, всякого почина со стороны ребёнка, отсутствие и заботливое устранение условий для развития умственной деятельности - вот главные моменты, которые будут содействовать развитию всех наблюдаемых здесь явлений".

 Согласно классификации П.Ф. Лесгафта, данный тип относятся к категории типов "с инертно-угнетёнными проявлениями", то есть школьники данного типа, прежде всего, характеризуются, как пассивные. В то же время, мягко-забитый тип П.Ф. Лесгафт рассматривал, как "рефлекторно-опытный", подчёркивая этим характерную для него зависимость от взрослых. Активность личности носит здесь ответный ("рефлекторный") характер, такие школьники полагаются во всём на взрослых, то есть преобладание у них внешнего локуса контроля совершенно очевидно.

Школьные типы: нормальный тип (по П.ф. Лесгафту)

П.Ф. Лесгафт описывает идеальный с его точки зрения "нормальный тип" ребёнка. Такой ребёнок "постоянно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность, потому что приучается достигать всего его необходимого собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды,  в которой он растёт. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен".

В качестве главных характеристик идеального типа ребёнка можно рассматривать:

  • самостоятельность;
  • активность.

Школьные типы: угнетёный тип (по П.Ф. Лесгафту)

Характеризуется так: "Во всех отношениях отличается своей замечательной скромностью, что и составляет один из самых характеристических его признаков. Такой ребёнок, кроме того, весьма трудолюбив; он постоянно чем-то занят и всегда сосредоточен над своим делом. он отдаляется от своих товарищей, отыскивает себе более спокойный уголок, чтобы наедине воспользоваться временем для своих работ. Он никогда не выходит вперёд, а всегда остаётся позади, в последних рядах, и внимательно следит за всеми происходящими в классе занятиями. В играх и развлечениях товарищей он обыкновенно не принимает никакого участия ... отличается большой искренностью и откровенностью, всегда и везде видит свои недостатки и неумение и во всех неудачах обвиняет себя ... внешних проявлений и движений вообще в него очень мало ...

Все свои растительные потребности он может довести до крайне малых пределов и удовлетвориться, например, очень скромными количествами пищи и питья. Не находя обыкновенно у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело, в особенности если оно требует некоторой самоуверенности и предприимчивости... Он всегда очень стесняется при обращении к другим, в особенности если это вызвано личными требованиями или нуждой... Материальный расчёт или личная выгода никогда не ложится в основании его действий; он им всегда чужд... 

В жизни он не изменяется, а остаётся верен себе. он здесь не является слепым исполнителем и немым тружеником,  а напротив, наблюдательность и опытность его, развиваясь всё более, позволяют ему всегда видоизменить свою деятельность ми быть часто опытным творцом. Правдивость никогда не позволяет ему быть слепым орудием других и подчиняться их требованиям; такое подчинение может быть только в отношении его личных интересов, но не нравственных качеств, которые у него неподкупны и тверды".

П.Ф. Лесгафт констатирует, что средой формирования данного типа личности чаще всего служит:

  • бедная семья, "в которой добрые и трудолюбивые родители всё делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть... В этом случае нет применения каких-либо оскорбляющих ребёнка мер; он видит во всех неблагоприятных обстоятельствах какую-то неотразимую необходимость, которой он покоряется. При этом он много остаётся наедине; окружающие его не свободны; они не находятся при деле и потому не могут предупредить всех случайностей и не в состоянии всегда устранить их неблагоприятного действия, так что он сам научается избегать их, узнавая из опыта и последствия".

По классификации П.Ф. Лесгафта, угнетённый тип рассматривается как "разумно-исполнительный с инертно-угнетёнными проявлениями", то есть как самостоятельный (внутренний локус контроля), но в то же время крайне пассивный.

Школьные типы: честолюбивый тип (по П.Ф. Лесгафту)

Характеризуется так: "Сильно развивающееся чувствование превосходства является всегда самым главным возбуждающим моментом, под влиянием которого и в зависимости от которого совершаются все действия ребенка честолюбивого типа. Отсюда гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность и постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьёзные занятия, не ведущие к отличиям, не привлекают молодых людей этого типа; они их избегают. Для них деятельность возможна только при надежде на внешний успех, являющийся прибавочным возбудителем".

Для честолюбивых школьников характерно:

  • сдержанное спокойствие, уверенность в себе;
  • упорная работа наедине, чтобы потом блеснуть перед окружающими своими знаниями, при этом охотно помогая товарищам;
  • наказания, особенно несправедливые, приводят их к апатии, толкая порой на грань самоубийства;
  • отсутствие своего мнения, но умение блеснуть эрудицией, используя изречения известных авторов, выдавая их порой за свои мысли;
  • полное сосредоточение на избранном главном для себя деле, подчинение ему всего остального, используя для этого других людей, чтобы когда-нибудь получить признание и успех.

Среда, которая способствует формированию честолюбивого типа, по мнению П.Ф. Лесгафта, всегда характеризуется таким условием, как:

  • "постоянное постороннее возбуждение ребёнка к занятиям либо соревнованиям, либо словесным или материальным поощрением его. Как в том, так и в другом случае, возбуждают у ребёнка чувствования, которые и подстрекают его к занятиям; это главная характерная черта, замечаемая при развитии честолюбивого типа".

П.Ф.Лесгафт относит честолюбивый тип, как и лицемерный, к активному ("с деятельно-повышенными проявлениями") типу.

Честолюбивый тип классифицируется им также как "подражательно-рассудочный", при этом подразумевается, что его активность обусловливается как зависимостью других людей ("подражательно"), так и, в отличие от лицемерного, значительной степенью личностной самостоятельности ("рассудочный"); продолжает преобладать внешний локус контроля, но степень его значительно ниже, чем у лицемерного типа.


Page:  1  2  3  (Next)
ALL