Глоссарий

Данный словарь содержит определения основных понятий, которые необходимо знать студентам, получающим образование в области педагогики, психологии и социальной работы.




Currently sorted By last update descending Sort chronologically: By last update change to ascending | By creation date

Page:  1  2  3  (Next)
  ALL

Методы прогнозирования

Это совокупность приёмов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных (отражающих собственные свойства объекта) и экзогенных (обусловленных влиянием прогнозного фона) значащих переменных объекта прогнозирования,  а также измерений в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определённой достоверности относительно перспектив их развития.

Методы индивидуальных (экспертных) оценок направлены на получение объективной характеристики количественных и качественных сторон объекта на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов. Сущность метода - в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Включают методы:  интервью, аналитическую записку, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, метод аналогий и ассоциаций.

Признаки буллинга (мнемические)

  1. Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция).
  2. Инциденты повторяются уже какое-то время (частота и срок давности определяют степень тяжести последствий).
  3. Неравенство сил (очевидно, что слабый сам не ответит).
  4. Агрессия.

Факторы жестокости в школьной среде

1)      внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей;

2)      предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

3)      недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

4)      традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения, его «политическая» система, особенности отношения педагогов к школьникам, система взаимоотношений внутри классного коллектива как референтной группы, наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина», традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

Мифы о школьном буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось  только в последние годы.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины,  возможны только у слабого учителя.

Миф 3.  Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет.

Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия.

Миф 6. Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.

Миф 7.  Жертвами буллинга становятся   дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.

Миф 8. С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).

Миф 9. Решить проблемы детей-агрессоров можно с помощью их родителей.

Миф 10. Учитель должен самостоятельно справляться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе.

Буллинг

(от англ. "bully" - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Термин ассоциируется с боевыми играми молодых бычков и предполагает в собственном смысле травлю одного ребёнка другим. Впервые термин был введён английским журналистом Эндрю Адамсом в  начале 90-х годов XX в.

  • И.С.Бердышев: «Буллинг - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
  • И.С. Кон: "Буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе». 

Моббинг

(от англ. "mobbing" - травля). Термин обозначает притеснение, дискриминацию кого-либо со стороны одного человека или, преимущественно, группы.

Среда образовательная (или среда образования)

система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении

Среда воспитывающая (по Я.Корчаку)

методологическая основа для сравнительного анализа типов образовательной среды в историко-педагогическом контексте, которая включает:

  1. "догматическую" среду
  2. "идейную среду"
  3. "среду безмятежного потребления, 
  4. среду "внешнего лоска и карьеры".

Среда догматическая

Характеризуется следующим образом: "Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, прядок и добросовестность. Серьёзность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твёрдости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе,  в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон,  высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба,  а также Бог - Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь".

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению Я. Корчака, характеризуется, прежде всего:

1) высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешённость и апатию;

2) если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своём стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

 

Среда идейная

"Сила её не в твёрдости духа, а в полёте, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазма. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полёт и вздымая - наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждёшь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений,  утверждений и отрицаний".

Формируется, как правило, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития.

Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется:

1) активностью освоения и преобразования окружающего мира;

2) высокой самооценкой;

3) открытостью и свободой своих суждений и поступков.

 


Page:  1  2  3  (Next)
  ALL